Здраствуй, читатель!
Продолжаем публиковать подробнуя инструкция по монтажу и эксплуатации электродвигателей. В предыдущей статье я рассказал о приемочным контроле и гарантии на электродвигатель. В этой статье затронем тему установка электродвигателей и подготовка электродвигателей к работе.

Напоминаю, что инструкция еще с советских времен, «массивная», с подробными разъяснениями. Ниже привожу фрагменты текста данного документа и свои комментарии.

2. УСТАНОВКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ И ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Работы по установке и подготовке двигателя к работе должны выполняться только квалифицированными специалистами, изучившими руководство изготовителя, Правила устройства и эксплуатации электроустановок и Инструкции по охране труда при эксплуатации электроустановок.Перед монтажом двигателя необходимо удалить антикоррозионную смазку с законсервированных поверхностей.
2.1 Условия эксплуатации
Перед монтажом двигателя необходимо убедиться в соответствии условий эксплуатации (монтажное и климатическое исполнение, напряжение и частота питающей сети, требуемая мощность и др.) исполнению двигателя, используя данные на паспортной табличке и в паспорте. Потребитель несет полную ответственность за соответствие условий эксплуатации двигателя техническим характеристикам двигателя.
Эксплуатация двигателей без защитной аппаратуры не допускается. Защитная аппаратура должна обеспечивать защиту двигателей от коротких замыканий, перегрузок (систематической и пусковой), неполнофазных режимов работы.

Двигатели должны быть заземлены. Для этого использовать только предусмотренные зажимы заземляющие. При перекраске двигателей восстановить знак заземления!
При установке двигателя предусмотреть свободный приток в кожух охлаждающего воздуха и его свободный отвод, при этом кожух должен находиться от стенки не менее чем на 1/2 высоты оси вращения двигателя.

2.2 Диагностика двигателя при монтаже
Для надежной работы двигателя при эксплуатации, рекомендуется во время монтажа произвести ряд проверок, касающихся как непосредственно двигателя, так и качества монтажа.

2.2.1 Проверка сопротивления изоляции
Перед подключением двигателя к питающей сети необходимо проверить сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса и сопротивление изоляции терморезисторов относительно обмотки статора и относительно корпуса двигателя. Измерение сопротивления изоляции необходимо производить мегаомметром на 500 В.
Сопротивление изоляции в нормальных климатических условиях должно быть:
• в практически холодном состоянии — не менее 10 МОм (при эксплуатации, после остывания до температуры окружающей среды и нормальной влажности воздуха);
• при температуре, близкой к рабочей — не менее 3 МОм (при эксплуатации, в нагретом состоянии);
• при верхнем значении влажности воздуха — не менее 0,5 МОм (после длительного хранения или продолжительной остановки, в условиях повышенной влажности).

Если сопротивление изоляции, измеренное при температуре 25°С, ниже 0,5 МОм, двигатель необходимо подвергнуть сушке и последующей повторной проверке сопротивления изоляции. Сушку двигателя можно производить внешним нагревом при температуре + 90°С или электрическим током, включая двигатель с заторможенным ротором на пониженное напряжение (10…15% от номинального напряжения). Температура обмоток статора во время сушки не должна превышать значений, определенных классом нагревостойкости изоляции. Сушка считается законченной, если сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками достигло 5 МОм, а затем в течение 2-3 часов не происходит увеличения сопротивления.

Произвести пуск двигателя на холостом ходу для проверки исправности механической части (отсутствие стуков, вибрации и т.д.) и направления вращения. Для изменения направления вращения поменять местами любые два токоподводящие провода. После пуска на холостом ходу и устранения замеченных недостатков проверить работу двигателей под нагрузкой.

2.2.2 Измерение уровня вибрации
Перед монтажом двигателя на исполнительный механизм рекомендуется проверить уровень вибрации двигателя.Уровень вибрации двигателя отражает состояние подшипниковых узлов двигателя и качество балансировки ротора. Измерение уровня вибрации в процессе эксплуатации двигателя позволяет оценить состояние электродвигателя и необходимость проведения технического обслуживания. После монтажа двигателя рекомендуется измерить уровень вибрации двигателя с исполнительным механизмом. Если вибрация, измеренная в какой либо точке, в рабочем состоянии превышает значение вибрации двигателя (измеренной перед монтажом), то имеется несоосность (непараллельность) осей двигателя и исполнительного механизма, либо элементы стыковки двигателя и исполнительного механизма динамически несбалансированны, либо имеется неисправность в исполнительном механизме. Собственная вибрация исполнительного механизма не должна превышать вибрацию двигателя.

Первая часть инструкции: приемочный контроль и гарантии

Третья часть инструкции: Соединение электродвигателя с насосом

Удачи.
Александр Коваль