Общеизвестно, что китайские электродвигатели при одинаковых технических характеристиках почти всегда дешевле отечественных. Я попробовал разобраться в причинах и ниже привожу свой ответ на данный вопрос.

Я предполагаю, что существует важный параметр электродвигателя, влияющий на его цену при производстве. Это сервис-фактор электродвигателя.

В соответствии с ГОСТ 51689-2000 «Сервис-фактор: Допустимая перегрузка двигателя при номинальном напряжении и частоте. При этом превышение температуры обмотки не должно быть более допустимого, для данного класса нагревостойкости изоляции, на 10 %.»

По умолчанию, сервис-фактор электродвигателей, проектируемых и выпускаемых со времен СССР, равен 1,15 или 1,1. Другими словами, такие электродвигатели могут допускать длительную перегрузку на 15% или 10% соответственно без ущерба для них.

Декларирование производителем сервис-фактора означает, что двигатель, работающий при номинальных напряжении и частоте может быть перегружен до мощности, получаемой путем умножения номинального значения на сервис-фактор.

А чтобы уменьшить стоимость электродвигателя при его производстве — достаточно понизить его сервис-фактор, до 1,0 например. Каким образом? Да взять потоньше провод, как вариант. Тогда в этом случае стоимость производства электродвигателя будет уже меньше, отпускные цены на них можно поставить ниже, чем с таким для двигателя с того же номинала, но с более высоким сервис-фактором. Но минус такого электромотора, конечно, в том, что перегрузку он будет «держать» плохо.

Следует отметить, что сейчас понятие «сервис-фактор электродвигателя» определено только стандартами Росийской Федерации. В Украине, Республике Беларусь, Китае данное понятие не применяется. Поэитому производители в этих странах не декларирують данную величину.

Из вышесказанного следуют две наших рекомендации:

Во первых, Дешевые «китайские» электродвигатели мы рекомендуем использовать там, где маловероятна их перегрузка, или где есть резерв у мотора по мощности. Например, на консольныз насосах или центробежных вентиляторах. В таких местах они работают хорошо. А вот где возможность перегрузки высока (на пилораме или дробилке, например) — там дешевые «китайцы» не совсем годятся.

Во вторых — при настройке защиты электродвигателя от перегрузки по току (например, теплового реле) мы рекомендуем для «китайцев» устанавливать порог несрабатывания защиты не выше номинального тока (номинальный ток указан на шильдике самого электродвигателя).

Удачи.
Александр Коваль